Вопросы и ответы

Задать вопрос

Показаны записи 1-20 из 46.
Вопрос:

Почему порог достоверности 0.05

Ответ: :

В 1925 году математик Фишер предложил считать порогом достоверности событие которое повторяется 19 раз из 20 или 95 раз из 100. т.е. допускается ошибка в 5%. При приведении 100 процентов к единице, 5% = 0.05.

Вопрос:

Что такое Антиципация?

Ответ: :

Антиципация (лат. anticipatio – предвосхищение) – представление предмета или явления в сознании человека до того, как они на практике будут восприняты или реализованы. Антиципация широко распространена в повседневной активности любого человека, принято различать два вида – ориентировочный и провидческий. Ориентировочный вид антиципации имеет место быть, когда человек (или животное) находится в состоянии ожидания каких-либо действий и проявляется в подготовке к этим действиям в соответствии с ожиданиями. Так, например, игрок может предугадывать поведение партнера в спарринге, а животное – своей жертвы. Этот вид антиципации лежит в области полуосознанного и реализуется через механизм акцептора результатов действия. Наглядно это проявляется в том, что человек (или животное), ожидающий конкретной активности, занимает соответствующую позу или демонстрирует определенный набор движений. Второй вид антиципации – провидческий – заключается в способности представить себе результат действия до его непосредственного осуществления. 

Вопрос:

Напишите, пожалуйста, кратко историю психоанализа.

Ответ: :

Психоагнализ разработан австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (Фройдом) (1856 – 1939), поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Именно бессознательному (сексуальное влечение – либидо, а также влечение к смерти) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Впрочем, уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления.

Фрейд выделял три слоя психики: Ид (оно) – бессознательная, иррациональная часть психики, Эго (я) – осознаваемая часть психики, находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, реагирует на воздействия окружения, Суперэго (сверх-я) – часть психики, сформированная под влиянием сообщества и включающая совесть, стыд и т.п.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов сообщества.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е годы на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда. Вплоть до 1960-х годов психоанализ изучался лишь с критических позиций. Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Однако ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Со второй половины ХХ века начали развиваться современные психологические концепции.

Вопрос:

Что такое нормальное распределение?

Ответ: :

Классическое определение: Норма́льное распределе́ние, также называемое распределением Гаусса или Гаусса — Лапласа — распределение вероятностей, которое в одномерном случае задаётся функцией плотности вероятности, совпадающей с функцией Гаусса:

{\displaystyle f(x)={\frac {1}{\sigma {\sqrt {2\pi }}}}\;e^{-{\frac {(x-\mu )^{2}}{2\sigma ^{2}}}},}

где параметр μ — математическое ожидание (среднее значение), медиана и мода распределения, а параметр σ — среднеквадратическое отклонение (σ ² — дисперсия) распределения.

Вопрос достаточно объемный, поэтому рекомендую начать его изучение с википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Нормальное_распределение

Некоторые рекомендуют почитать полюбившуюся гуманитариями книгу Талеб Н.Н. "Чёрный лебедь".

 

 

 

 

Вопрос:

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, существуют ли какие-то методы, позволяющие предусмотреть заранее поведение человека в экстремальной ситуации?

Ответ: :

Основным методом в этом случае являются учения - тренировка в условиях макимально приблеженных к реальным. 

Вопрос:

Подскажите, как понятие антиципации соотносится с интуицией?

Ответ: :

По сути, это синонимы. Может антиципацию чаще связывают с более кратковременными отрезками, чем интуицию. Пожалуй, это и все их отличие.

Вопрос:

Игорь Анатольевич, как вы считаете, что оказывает большее влияние на характер и личность человека: генентика или среда?

Ответ: :

Я бы не стал употреблять термин "генетика", скорее "биологическое". Я сторонник органицентризма, поэтому, лично мое мнение, биологическое детерминирует до 90% нашего поведения, которое характеризует личность и формирует характер. 

Вопрос:

В написании дипломного проекта какое кол-во участников эксперимента будет оптимальным.

Ответ: :

Первое, в нормативных документах речь идет либо о выпускной квалификационно работе, либо о магистерской диссертации.

Второе, если Вы используете технологию обработки данных (сравнительный и/или регрессионно-корреляционный анализ), то не менее 30 испытуемых в группе; если же Вы используете методы обработки многомерных данных, то не менее 45.

Вопрос:

Игорь Анатольевич, как бы вы в современных условиях провели исследование по сравнению эффективности различных видов психотерапии?

Ответ: :

Готов обсудить этот вопрос с Вами лично. Ибо ответом на этот вопрос может стать книга :)

Вопрос:

Посоветуйте, пожалуйста, какие книги можно изучить по данной дисциплине? Понравилась книга "40 исследований, которые потрясли психологию" (Хок). 

Ответ: :

Обратите внимание на Солсо Р. Экспериментальная психология - очень профессионально описано более 75 эксперментов.

Вопрос:

Объясните, пожалуста, что такое статическая модель?

Ответ: :

Рекомендую начать с простого, например: https://ru.wikipedia.org/wiki/Статистическое_моделирование

Затем передти к более сложным понятиям: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель#Моделирование_в_психологии

Можете начать с моделирования простого различения.

 

Вопрос:

Объясните пожалуйста, что такое психоанализ и в чем отличие от других психологических школ.

Ответ: :

Психоагнализ разработан австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (Фройдом) (1856 – 1939), поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Именно бессознательному (сексуальное влечение – либидо, а также влечение к смерти) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Впрочем, уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления.

Фрейд выделял три слоя психики: Ид (оно) – бессознательная, иррациональная часть психики, Эго (я) – осознаваемая часть психики, находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, реагирует на воздействия окружения, Суперэго (сверх-я) – часть психики, сформированная под влиянием сообщества и включающая совесть, стыд и т.п.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов сообщества.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е годы на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда. Вплоть до 1960-х годов психоанализ изучался лишь с критических позиций. Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Однако ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Со второй половины ХХ века начали развиваться современные психологические концепции.

 

Вопрос:

Что такое психологический диагноз и для чего необходима его постановка?

Ответ: :

Диагноз психологический (от греч. diagnosis — распознание) — «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии».

Уровни постановки психологического диагноза:

1 уровень. Симптоматический, или эмпирический.

Глубина психологической диагностики — констатация симптомов. Недостаток данного уровня — невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий.

2 уровень. Этиологический.

Глубина психологической диагностики — определение симптомов и причин их возникновения. Недостаток данного уровня — отсутствие целостной картины в структуре личности.

3 уровень. Типологический. Глубина психологической диагностики — определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, включая предпосылки возникновения симптомов.

Вопрос:

Здравтсвуйте! С чего начинается по Биону построение  "аппарата для думания мыслей?"

 

Ответ: :

Добрый день! Постороение "Аппарата для думания мыслей" по У.Р. Биону начинается с ситуации "no-thing", то есть, с ситуации, "когда нет ничего".

Вопрос:

Проиллюстрируйте, пожалуйста,  стили жизни по Адлеру на конкретном примере?

 

Ответ: :

Сторонники Адлера выделяют 4 типа стиля жизни: активно конструктивный, пассивно

конструктивный, активно деструктивный и пассивно деструктивный.

Пример: у человека слишком маленькие руки. Как это преодолевается в каждом из

четырех стилей жизни?

- человек с активно конструктивным стилем жизни мог бы, обладая музыкальным

талантом и склонностями, постараться стать пианистом, пытаясь достичь

совершенства, опираясь на ловкость и долгие тренировки. Преодоление

неполноценности органа произошло бы в контексте честолюбия и успеха.

- человек пассивно конструктивного типа мог украсить свои руки, так, что то, что

изначально было неполноценным, теперь стало бы объектом восхищения. Он бы

достиг превосходства посредством обаяния.

- человек с активно деструктивным стилем мог бы надоедливо жаловаться по

поводу своего недостатка, добиваться власти, мстить или клеветать, заставляя

людей с нормальными руками чувствовать себя виноватыми за то, что они так

хорошо сложены.

- человек с пассивно деструктивным стилем мог бы проявлять лень, не работая,

объясняя это своим недостатком, и демонстрировать упрямство, пассивную

агрессивность и отчаяние, отказываясь от благотворительных пожертвований и

других попыток ему помочь.

Вопрос:

Что такое психодиагностическая методика?

Ответ: :

Это методика предназначенная для диаонистики психики. Рекомендую почитать Психологическое тестирование.  Анастази А., Урбина С.

http://www.alleng.ru/d/psy/psy113.htm

 

Вопрос:

Как трактуют сноведения в аналитической психологии?

Ответ: :

Психика по большей части состоит из образов (К.Г. Юнг).

Если в психоанализе толкование сновидений считается via regia — «царской дорогой», то в аналитической психологии ему отводится почетное, но не самое главное место. Толкование сновидений оказывается одним из способов «общения» с образами, в облике которых предстают психические комплексы.

А добраться до этих  образов можно разными путями. Вот основные:
· активное воображение: направленное и свободное (когда образы описываются словами, оставаясь во «внутреннем плане» переживающего их человека),

· экспрессивные техники (когда образы воплощаются в пластический материал: игра «в песочек», рисование, лепка и т.п.),  

· ассоциирование и амплификация (например, обращение к любимой сказке детства — прием, введенный Х.Дикманном),

· толкование сновидений.

Подобно тому, как в основу психоаналитического способа интерпретации сновидений положено представление об «устройстве» психики человека, в аналитической (глубинной) психологии имеется своя «карта местности» внутреннего мира человека. Это уже не Сверх-Я (система норм и ценностей), Оно (влечения) и Я, а иерархия психических автономных комплексов (составляющих личное бессознательное человека) и архетипов (коллективное, то есть «родовое», бессознательное).
                  Поэтому при толковании сновидений (как и при толковании любого образного материала) учитываются три главных «уровня» психики:

· личностный (все то, что сам сновидец думает и чувствует по поводу фрагментов сновидений и сна в целом). На этом уровне решается, относится ли увиденный персонаж к внешнему окружению (объективный аспект сновидения) или этот персонаж представляет собой некую психическую силу самого сновидца (субъективный аспект сновидения);
       · культуральный (это система представлений и отношений, которые навязаны сновидцу тем обществом, в котором он живет, например, представление о левостороннем или правостороннем дорожном движении);

· архетипический (это уровень представлений, который человек несет в себе как существо, принадлежащее к определенному роду живых существ). Тут на первое место выходят мифологические и сказочные персонажи и ситуации. Выявление материала с этого уровня психики, как правило, связано с очень сильными эмоциями и ощущением того, что происходит что-то предельно важное и значимое.

При толковании сновидений каждый раз решается индивидуально, какой именно уровень и какой аспект был затронут в сновидении. В зависимости от этого выстраивается понимание актуальной ситуации сновидца (например, выясняется, на что сновидение ориентировано больше — на прошлое, будущее или настоящее и т.д.).  

Вопрос:

Какой метод психодиагностики использовал Йозеф Брейер в исследовании случая Берты Паппенгейм?

Ответ: :

Включенное наблюдение.

Вопрос:

что значит психоанализ сказки? (царевна-лягушка например)

Ответ: :

На примере сказки идет описание по психоанализу

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
Сказка -ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!
Сказочный мир — это мир счастья, чудес и волшебства, мир, в котором нет ничего невозможного. Тем не менее, в любой сказке всё происходит по опреде­ленным правилам. Зачастую все люди счастливы одинаково (в любви, в доверии и добрых отношениях с другими, основанных на паритете и уважении), но каждый несчастлив по-своему. В сказке о Царевне-лягушке до нас доходит метаморфоза о счастливом преображении Лягушки в Царевну. Автор этой сказки, народ, повествует о выборе одного из образцов жизненного сценария трёх братьев. Запуск стрел – символичный выбор, который совершает каждый человек на своём пути, вступая во взрослую жизнь. У каждой личности при расставании с детством возникает проблема идентичности: на кого становиться похожим? Это обусловлено выбором пути, выбором между прошлым (доиграть генетическую роль в детско-родительском сценарии) и будущим (написать свой сценарий)! Подробнее о проблеме выбора ( «чем обусловлено расщепление личности?) в статье: Тёмная и светлая сторона личности. Джекил и мистер Хайд.

Выводы. Итоги. Ценности.

В начале пути в сказке о Цареве-лягушке три брата совершают свой выстрел из лука. Их выстрел символичен и обрастает намерениями. Но Великое и Прекрасное откроется лишь тому искателю, который рассчитывает на духовный поиск, не боится перемен, стоек духом. Абсолютная истина находится внутри человека – это счастье, которое рядом, оно неприметно (как лягушка) и одновременно — в Тридесятом царстве (Василиса, Царевна). Поэтому иногда на его поиски уходит целая Жизнь. Мудрость и добродетель искателя всегда находятся рядом, стоит попросить, чтобы они открылись через других, через различные ситуации и свершения. Но при этом человек должен «обнулить информацию», стать «просвещенным дураком», обнаружить свет Платона, Иисуса, Махатмы Ганди, Джордано Бруно, Гаутамы Будды или Конфуция. Только тогда возможно повторить их подвиг, повторить их веру, которую ухе невозможно будет потерять. У Иванушки дурочка это вышло.

Мудрость можно обрести благодаря внутреннему поиску, в процессе которого мы открываем внутри самих себя «друзей и врагов», то есть, свои достоинства и недостатки. Но при этом сердце героя должно быть добрым и совесть чиста. Честность и щедрость - это необходимый атрибут высокого уровня сознания. Кстати, именно поэтому и нарекли его дурачком: Иван был бескорыстным и правде служил. Когда поступаешь в духе справедливости, все в выигрыше, чего многие не поймут. Испокон веков на Руси завелось, что блаженных всегда дураками называли, потому что до их уровня ещё не доросли. Путь философии — это путь непре­кра­щающихся трансформаций: движение от жизни к смерти, от одного воскресения к следующему, каждое из которых приносит с собой еще одно «кощеево яйцо» мудрости, являясь шагом, приближающим нас к истине.

Вопрос:

Какое решение можно предложить человеку, обратившемуся к психологу с вопросом: «Я всегда везде опаздываю, ничего не успеваю ни на работе, ни в жизни в целом, жизнь не складывается, и по этому поводу испытываю колоссальный дискомфорт. А хочется получать удовольствие от результатов своей деятельности, и вообще от жизни?

Ответ: :

Возможен такой вариант: "Остановись (не важно где), очисти свою голову от всех этих (да, и других тоже) мыслей и ответ спустится тебе сам, а за ним и удовольствие от "текущего момента".